Paris wreck затонувший корабль Печать
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 
БЛОГ - Дайвинг
Автор: Freeelements   
15.02.2010 15:15

История гибели корабля SS Thislegorm, Египет, Красное море, недалеко от Шарм-Эль-Шейх, личные впечатления о погружении с авалангом, подводное видео, моделирование реальных событий, документальные факты...

 

ВИДЕО "ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПОГРУЖЕНИИЯ НА SS THISLEGORM"

(Если, Вы не видите видео в окне, ниже этой строки - значит, что Ваш интернет браузер не поддерживает эту функцию,  или  Ваш  интернет-обозреватель требует обновления до последней версии. В качестве альтернативы, Вы можете установить интернет браузеры различных производителей: Yandex,  Google ChromeOperaMozilla Firefox, и другие...  наслаждайтесь просмотром материалов, содержащих видео.)

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

 

Посетив в этом году в очередной раз Египет, а на сей раз город Дахаб, город совершенно не курортный, а скорее город увлеченных людей, (подробнее о Дахабе расскажу здесь…) удалось выбраться на знаменитый рэк Тистлегорм. Конечно же масса впечатлений. Поездка из Дахаба на Тистлегорм не самая правильная, потому, что приходится микроавтобусом добираться до порта в Шарме, а оттуда уже идет кораблик к месту гибели корабля Тистлегорм. Первым шоком стала смена обстановки… Учитывая, что поездка состоялась под конец путешествия по Дахабу, прожив там большую половину отведенного времени, окунувшись в атмосферу спокойствия, задумчивости и размышлений, умиротворенности и спокойствия Дахаба, неожиданно, после двух часов путешествия, через перевал попадаешь в этот курортный Шарм-Эль-Шейх, где ходят эти фифочки с килограммами косметики на лице в 40 гр. жару и т.д… но посещение знаменитого Шарма, прошло как можно больше стороной и я оказался в порту, погрузка на корабль, суета …

Рэк Thistlegorm, затопленный корабль, красное море

 ....и мы отчаливаем, еще немного времени, Шарм позади, вокруг синее, синее море и можно предаться размышлениям о посещении этого знаменитого дайв сайта….впереди два погружения на знаменитый Тистлегорм!!! Я еще не догадываюсь…как это мало для ознакомления с этой махиной….. 

В 1956 году, в Красное морепосетил Жак Ив Кусто на своем научном судне « Калипсо».Всем местным рыбакам было известно о большом корабле, лежащем на дне.Спустившись на дно с аквалангом, французский океанограф и его команда обнаружили, что корабль практически не пострадал от времени: «мачты, снасти, грузовые боны, всё было на месте и казалось, что корабль просто заснул».

Благодаря фильму Кусто "В мире безмолвия" (The Silent World) и тому количеству документов, которое ему удалось собрать, история "Тистлегорма" стала известна широкой публике, но координатынахождения судна были записаны не точно (возможно это было сделано умышленно).

В последующие годы многие аквалангисты безуспешно пытались найти останки корабля, но только в начале 90-х годов они были случайно обнаружены вновь и многие дайверы, как и я, тоже смогли проникнуться тайнами и загадками этого затонувшего корабля.

“Thistlegorm” построен на корабельных верфях “Томпсон и сыновья”, корабль был приобретен компанией “Албин Лайн ЛТД”.

Судно было зарегистрировано страховым агентством “Ллойд” как одно из ста первоклассных судов. В связи с военным временем, для защиты корабля от возможных воздушных нападений  он был оснащен  легким вооружением, состоящим из 4,7-дюймового легкого зенитного орудия и 40-миллиметрового зенитного пулемета.

Один из серии Thistle....     Thistlebrae

 SS Thistlegorm (буквы SS обозначают steam ship или пароход),в переводе с галльского означает “Голубой чертополох” (приставка Thistle "чертополох", национальный цветок Шотландии и эмблема пароходства), В общей сложности восемнадцать судов в ряду Thistle (Чертополоха) были так названы. К приставкебыли добавлены словауказывающие различные сорта чертополоха, Thistlednu (dnu значение "черного", Thistleroy (Рой, подразумевающий "красный", и трагически погибший “Thistlegorm”(gorm значение "синего").

“Thistlegorm”был спущен на воду 9 апреля 1940 года в Сандерлэнде, Англия. Его предназначением было транспортироватьвоенную технику и военный материал к британским вооруженным силам в начале Второй Мировой войны.

Его длина составляла 126 м, а грузоподъемность - 4 898 тонн (9 009 тонн водоизмещения ) обладал скоростью - 10,5 узлов. На корабле использовались паровые котлы на угольном топливе (каждый цилиндр имел свою мощностью, работая за счёт давления пара, и вращал ведущий вал, который вращался с частотой 57 оборотов в минуту). Мощность  двигателя составляладо 1,860 лошадиных сил.

Первое плавание судно совершило к берегам Северной Америки с грузом запасных деталей для самолетов.

Второй рейс был к берегам Индии, а третий - в Аргентину.
Четвертое задание, поход по Красному морю, оказалось для “Тистлегорма” трагическим и последним. Выйдя в первую неделю сентября из Глазго, для пополнения запасов угля была сделана короткая остановкав Кейп-Тауне, “Тистлегорм” взял курс на северо-восток.Пройдя вокруг Африки и оставив за кормой 12000 миль Атлантического и Индийского океана Тистлегорм 6 октября 1941 бросил якорь недалеко от входа в Суэцкий залив. 

В эту ночь район пролива Гибаль был выбран для патрулирования немецкими бомбардировщиками, поднявшимися в воздух с германской авиабазы на Крите.

В1 час 30 минут ночи “Thistlegorm”был обнаружен немецким самолетом Хенкель 111 и сразу же атакован. Две бомбы поразили кормовую палубу судна и взорвались в набитом боеприпасами трюме.

Исторические факты о потоплении корабля “Thistlegorm”

Широко известно описание той трагической ночи, очевидцем происходящих событий, Гарри Бэнселла (Harry Bansall), онбыл третьим офицером машинного отделения "Тистлегорма":

"Джек Блэр (Jack Blair), первый инженер, управлял одной из двух спасательных шлюпок, уплывавших прочь от пылающей громады корабля. Он всё ещё смотрел на "Тистлегорм", не в силах оторваться от ужасающей сцены: из трюмов корабля, наподобие фейерверков, разлетались в разные стороны взрывающиеся боеприпасы и гранаты. Огромные языки пламени взмывали вверх, озаряя искаженные ужасом лица людей, находящихся в лодке: кроме меня в лодке были Рэй Гибсон (Ray Gibson), 18-летний телеграфист, это было его второе плавание, Джо Дэгг (Joe Dagg), третий корабельный офицер, и Ангус Маклей, раненный, но живой. "Шкипер, убираемся отсюда!" - прокричал один из находящихся на борту Блэру: полностью захваченный сценой пожара, он практически отвернулся от лодки в сторону тонущего корабля. В нескольких сотнях метров от места кораблекрушения, стоял на якоре теплоход "Карлайл" (HMS Carlisle); обе спасательные шлюпки достигли его практически одновременно, и как раз в тот момент, когда люди поднимались на борт, раздался страшный взрыв, превративший ночь в ясный день так, что стало отчетливо видно, как "Тистлегорм" был расколот ударной волной на две части. Когда капитан Уильям Эллис (William Ellis) поднялся на борт "Карлайла", мы быстро сосчитали друг друга и обнаружили, что пять канониров и четыре матроса отправились на дно вместе с "Тистлегормом".

”В ту ночь было очень жарко, и впервые со дня нашего отплытия я полностью разделся перед сном. Меня разбудил страшный взрыв, я услышал крики боцмана на палубе. Я попытался встать. В каюте было темно; мои вещи были свалены в кучу, и я никак не мог найти свою одежду, поэтому выбежал на палубу в одном спасательном жилете. Был огонь, как в аду, и повсюду вспышки - путь к шлюпкам был отрезан. Я решил, что единственный шанс выжить - это спрыгнуть в воду. Я перелез через перила; они были раскалённые. Я почти что спрыгнул, когда вдруг увидел одного из канониров, без сознания, лежащего среди языков пламени. Я бросился к нему, но палуба была покрыта осколками стекла, которые вонзились мне в ноги, поэтому прежде чем поднять его, я был вынужден остановиться и вытащить осколки. Мне удалось взвалить пострадавшего к себе на плечи, и в тот момент, когда я попытался добежать до шлюпок через объятую пламенем палубу, я услышал, что меня кто-то зовёт. Это был Джон Дэгг (Jon Dagg), второй помощник капитана, направляющийся ко мне с небольшой группой людей; с их помощью нам наконец удалось добраться до шлюпки...»

Заметка другого очевидца событийАнгуса Маклея (Angus Macleay), присутствовавшего на борту "Тистлегорма" былаопубликованна в 1943 в "Stornoway Gazette".

«Немцы предприняли так называемую "смягчённую" атаку: имея в качестве целей около двадцати кораблей, стоящих на якоре, самолёт Хенкель 111 (Heinkel He 111) без труда мог поразить хотя бы одну цель. Вторая эскадрилья 26-ой базы Kamp Geswader, обосновавшейся на Крите, летали в ту ночь над Синайским побережьем. Проведя световую атаку, немецким пилотам не составило труда найти цель, так как весь караван, состоявший приблизительно из 20 судов, стоял достаточно скученно. Летчики выбрали для атаки тот корабль, который, судя по виду, вез самое большое количество грузов. Зенитчики “Тистельгорма” даже не успели зарядить пушку к тому моменту, когда первые бомбы упали на палубу в зоне трюма №4. Немецкие летчики не имели представления, насколько был важен груз судна.


“Тистлегорм” - новейший из кораблей компании “Албин Лайн” - вез боеприпасы, снаряжение и технику для Восьмой Британской армии, которая в тот момент под командованием Монтгомери вела наступление против войск генерала Роммеля. На корабле были грузовики “Бедфорд”, автомобили “Моррис”, мотоциклы “БСА”, огромное количество коробок с винтовками “Лин-Энфилд”, запчасти, генераторы, солдатское обмундирование, коробки с медикаментами. Кроме того, в трюмах 3 и 4 находился большой арсенал взрывчатки - противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два легких танка, четыре железнодорожных вагона и два паровоза. Там же располагались параваны - приспособления в форме торпед, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин.

Именно колоссальный объем груза стал причиной того, что судно затонуло так быстро. К тому же взорвавшийся груз в трюме № 4 разломил корабль на две части.


Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 19.12.2014 17:30
 
Для любых предложений по сайту: [email protected]